В марте 2020 года оценщики-эксперты ООО "НЭОО "ЭКСПЕРТ" провели оценку рыночной стоимости товарного знака крупного промышленного текстильного предприятия.
Товарный знак (также товарная марка или торговая марка™) — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).
Право на товарные знаки составляет одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности и относится к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ).
Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).
Необходимые документы
Чтобы эксперты могли приступить к мероприятию по оценке товарного знака, потребуются такие материалы:
1. Наименование интересующего объекта интеллектуальной собственности (ОИС);
2. Описание объекта;
3. Правоустанавливающие документы (Свидетельство на регистрацию товарного знака, авторский или лицензионный договор);
4. Описание маркируемых товаров (при наличии);
5. Описание особенностей рынка по (запросу оценщика);
6. Описание нюансов коммерческого использования (при наличии);
7. Одобренный руководством компании бизнес-план коммерческого использования (с указанием планируемых инвестиций, затрат, чистой прибыли) (при наличии);
8. Расходы на создание ТЗ (по запросу оценщика);
9. Затраты на защиту товарного знака (по запросу оценщика).
В соответствии со спецификой оцениваемого предмета, назначению и целями экспертизы, во внимание принимается:
1. Характеристика ОИС или товаров с их использованием, сравнение с аналогами.
2. Источник использования ОИС, приносящий прибыль.
3. Описание рынка использования ОИС.
4. Затраты на покупку прав на ОИС и использование.
5. Себестоимость товара и его цена.
6. Показатели получения доходов с технической, эксплуатационной, экологической и экономической точки зрения.
7. Влияние использования ОИС на объёмы продаж всей продукции компании или отдельных видов.
8. Зависимость цены от качества продукции.
9. Использование ОИС, ведущее к экономии.
10. Прибыль от продажи самих ОИС.
11. Доходность продажи имущественных прав и лицензий на ТЗ.
12. Экономия на процессе разработки ОИС.
Важное место в оценке товарного знака занимают производственные затраты:
1. На покупку имущественных прав.
2. На создание и реализацию ОИС и товаров с их использованием.
3. На правовую защиту.
4. На маркетинговые мероприятия.
5. На страхование реализации проектов и доходности.
Как правило, экспертиза товарного знака с целью выявления его цены требуется в следующих случаях:
- Продажа исключительных прав на товарный знак;
- Продажа/реструктуризация/приватизация компании-владельца;
- Внесение товарного знака в уставной капитал компании;
- Частичная/временная передача прав (лицензионные соглашения, договоры франчайзинга);
- Оформление страховки на объект ИС;
- Возмещение ущерба от незаконного использования ИС (определение размеров ущерба и материальной компенсации).
Для получения адекватной оценки стоимости товарного знака лучше обратиться к профессионалам, работающим в сфере защиты ИС. По завершении исследования владельцу товарного знака будет выдан отчет об оценке, который обладает юридической силой и может быть использован при совершении коммерческих сделок, представления в суде или заполнения бухгалтерской отчетности.
Оценка стоимости товарного знака
При установлении денежного эквивалента объекта ИС, являющегося нематериальным активом, имеются свои нюансы. В данном случае недостаточно подсчитать средства, потраченные на разработку знака и его регистрацию. Полученные цифры могут сильно различаться с размером прибыли, получаемой от использования уже «раскрученного» бренда. Кроме того, большое значение имеет то, с какой целью проводится данная оценка и какие бизнес-планы вынашивает обладатель товарного знака на свою ИС.
Юридически, цена товарного знака – это объем исключительных прав, защищаемых свидетельством, помноженный на популярность бренда. Для выявления стоимости чаще всего используется доходный метод, позволяющий определить размер потенциальной выгоды, которую может получить владелец товарного знака от его использования в существующих экономических условиях.
Главными критериями оценки выступают конкурентные преимущества знака, доверие к нему потребителей, устойчивость положения на рынке и положительные перспективы развития. Обязательно учитывается влияние товарного знака на имидж компании в целом, а также прогнозы на динамику будущих продаж товаров или услуг, реализуемых под оцениваемым товарным знаком.
Фото: ya.ru
независимая оценка, оценка товарного знака, оценка для суда, оценка товара, оценка недвижимого имущества, оценка по всей России, оценка бизнеса, оценка в Ростове, оценка в Воронеже, оценка в Ставрополе, оценка в Волгограде, оценка в Крыму, оценка симферополе, оценка краснодаре, оценка ейске, оценка по всей россии, оценка чечне, оценка грозном, оценка владикавказе, оценка рсо алании