Постановление от 24 мая 2010 г. №361
"Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств"
Постановление от 24 мая 2010 г. №361 Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 мая 2010 г. № 361
П Р А В И Л А
установления размера расходов на материалы и запасные части
при восстановительном ремонте транспортных средств
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств.
2. Восстановительный ремонт назначается для устранения повреждений транспортного средства, причиной которых является дорожно-транспортное происшествие. Перечень указанных повреждений определяется на основе результатов осмотра поврежденного транспортного средства и (или) независимой технической экспертизы (оценки) транспортного средства.
3. Размер расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается:
а) на дату дорожно-транспортного происшествия;
б) с учетом условий и географических границ товарных рынков материалов и запасных частей, соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия.
4. Определение номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, и установление размера расходов на запасные части проводится с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей (поставка только в комплекте, поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом его стоимости, продажа запасных частей только под срочный заказ (поставку) и т.д.).
5. Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства. Износ является показателем, характеризующим относительную потерю стоимости комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства в процессе эксплуатации.
II. Расчет размера расходов на материалы
при восстановительном ремонте транспортного средства
6. Расчет размера расходов проводится в отношении материалов, на которые осуществляется воздействие в процессе восстановительного ремонта транспортного средства, а также материалов, которые в процессе восстановительного ремонта в соответствии с его технологией изменяют физическое или химическое состояние основных эксплуатационных материалов (отвердители, растворители, разбавители и т.д.).
7. Размер расходов на материалы при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:
где:
- расходы на материалы при восстановительном ремонте транспортного средства (рублей);
n - количество видов материалов при восстановительном ремонте транспортного средства;
- стоимость одной единицы материала i-го вида (рублей);
- удельная норма расхода материала i-го вида (единиц материала/ремонтных единиц);
- количество ремонтных единиц (количество деталей, узлов, агрегатов, килограммов, метров, кв. метров и т.д.), подвергаемых восстановительному ремонту с использованием материала i-го вида.
8. Определение стоимости одной единицы материала i-го вида осуществляется методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах географических границ товарного рынка материала i-го вида, соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия, и осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Стоимость одной единицы материала i-го вида рассчитывается как средневзвешенное значение ее цены с учетом долей хозяйствующих субъектов (продавцов) на товарном рынке этого материала.
9. Удельная норма расхода материала i-го вида рассчитывается как среднее значение, определенное по данным производителей такого материала, представленных на товарном рынке этого материала.
10. Количество ремонтных единиц (количество деталей, узлов, агрегатов, килограммов, метров, кв. метров и т.д.), подвергаемых восстановительному ремонту с использованием материала i-го вида, определяется по результатам осмотра транспортного средства и (или) независимой технической экспертизы (оценки) транспортного средства в соответствии с нормами, правилами и процедурами ремонта транспортных средств, установленными изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.
III. Расчет размера расходов на запасные части
при восстановительном ремонте транспортного средства
11. Количество и номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства, устанавливаются по результатам его осмотра и (или) независимой технической экспертизы (оценки) в соответствии с нормами, правилами и процедурами ремонта транспортных средств, установленными изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.
12. Размер расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:
где:
- расходы на запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства (рублей);
m - количество наименований комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства;
- количество единиц комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства;
- стоимость новой запасной части j-го наименования, установка которой назначается взамен комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства (рублей);
- износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства (процентов).
13. Установление размера расходов на запасные части проводится с учетом следующих условий:
а) наименование запасной части приводится на русском языке и должно содержать полное наименование конструктивного элемента, указанного в каталоге запасных частей для этой марки (модели, модификации) транспортного средства, составленного изготовителем транспортного средства;
б) при замене комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) на новую запасную часть такая запасная часть не должна ухудшать безопасность транспортного средства относительно его состояния на момент выпуска в обращение и должна соответствовать обязательным требованиям, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации;
в) в случаях, предусмотренных технологической документацией, при замене отдельных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) должна быть учтена необходимость их замены в качестве ремонтного комплекта, включающего не только заменяемые комплектующие изделия, а также детали, полностью обеспечивающие устранение повреждения.
14. Определение стоимости новой запасной части, установка которой назначается взамен подлежащего замене комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, осуществляется методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах географических границ товарного рынка новой запасной части j-го наименования, соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия. Стоимость новой запасной части j-го наименования рассчитывается как средневзвешенное значение ее цены с учетом долей хозяйствующих субъектов (продавцов) на товарном рынке новой запасной части этого наименования.
15. Износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, не может начисляться свыше 80 процентов его стоимости.
16. Для комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), при неисправности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения запрещается движение транспортных средств, а подтверждение соответствия должно осуществляться в форме обязательной сертификации, а также для подушек безопасности и ремней безопасности транспортных средств принимается нулевое значение износа.
Номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
IV. Расчет износа комплектующих изделий
(деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене
при восстановительном ремонте транспортного средства
17. Износ кузова транспортного средства, изготовленного из металлов и (или) их сплавов, рассчитывается по следующей формуле:
где: - износ кузова транспортного средства (процентов);
е - основание натуральных логарифмов (е ≈ 2,72);
Ткуз - возраст кузова транспортного средства (лет);
Тск- гарантия от сквозной коррозии кузова производителя транспортного средства (лет).
18. Износ шины транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:
где:
Иш - износ шины (процентов);
Нн - высота рисунка протектора новой шины (миллиметров);
Нф - фактическая высота рисунка протектора шины (миллиметров);
Ндоп - минимально допустимая высота рисунка протектора шины в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (миллиметров).
Износ шины дополнительно увеличивается для шин с возрастом от 3 до 5 лет - на 15 процентов, свыше 5 лет - на 25 процентов.
19. Износ аккумуляторной батареи транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:
где:
- износ аккумуляторной батареи (процентов);
- возраст аккумуляторной батареи (лет);
- нормативный срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания) (лет).
Нормативный срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания) принимается равным:
4 годам - при среднегодовом пробеге транспортного средства до 40 тыс. километров включительно;
3 годам - при среднегодовом пробеге транспортного средства более 40 тыс. километров.
20. Износ комплектующих изделий, изготовленных из пластмассы, рассчитывается по следующей формуле:
где:
И пл - износ комплектующего изделия, изготовленного из пластмассы (процентов);
е- основание натуральных логарифмов (е ≈ 2,72);
Тпл - возраст комплектующего изделия, изготовленного из пластмассы (лет).
21. Износ остальных комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:
где:
- износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (процентов);
е - основание натуральных логарифмов (е ≈ 2,72);
∆T - коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) его возраста;
Тки - возраст комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) (лет);
∆L - коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
Lки - пробег транспортного средства с комплектующим изделием (деталью, узлом и агрегатом) (тыс. километров).
Значения коэффициентов ∆Tи∆Lдля различных видов транспортных средств приведены в приложении.
22. Если комплектующее изделие (деталь, узел и агрегат) не заменялось с начала эксплуатации транспортного средства его возраст принимается равным возрасту транспортного средства, а пробег транспортного средства с этим комплектующим изделием принимается равным пробегу транспортного средства с начала эксплуатации.
Если по результатам независимой технической экспертизы транспортного средства установлено или имеется документальное подтверждение (запись в паспорте транспортного средства, оплаченный заказ-наряд авторемонтной организации, маркировка организации-изготовителя даты выпуска комплектующего изделия и т.п.) того, что комплектующее изделие (деталь, узел и агрегат) было установлено при замене, произведенной до даты дорожно-транспортного происшествия, его возраст принимается равным разности между датой дорожно-транспортного происшествия и датой предыдущей замены, а пробег транспортного средства с этим комплектующим изделием принимается равным разности между пробегом транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия и пробегом на дату предыдущей замены комплектующего изделия.
Возраст комплектующего изделия, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, рассчитывается в полных годах с даты начала эксплуатации транспортного средства либо с даты замены такого комплектующего изделия.
Пробег транспортного средства определяется по одометру. Если одометр неисправен или его состояние не соответствует установленным требованиям, пробег с начала эксплуатации транспортного средства определяется расчетным путем в соответствии со справочными данными.
V. Информационное обеспечение расчетов размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств
23. Расчет размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств проводится с использованием информационного обеспечения, формируемого и распространяемого в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
24. В состав информационного обеспечения входят:
а) номенклатура и характеристика материалов для восстановительного ремонта транспортных средств;
б) номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа;
в) нормативные данные в отношении материалов и запасных частей;
г) полный перечень региональных товарных рынков материалов и запасных частей с указанием их географических границ;
д) ценовая информация в отношении материалов и запасных частей;
е) данные производителей транспортных средств о гарантии от сквозной коррозии кузова;
ж) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;
з) справочные данные о странах происхождения для различных марок (моделей) транспортных средств;
и) перечень нормативных правовых актов, правил, стандартов, технических норм и других нормативно-технических документов, данных федеральной статистической отчетности и других информационных материалов, рекомендуемых для использования при проведении расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам установления размера
расходов на материалы и запасные
части при восстановительном
ремонте транспортных средств
Значения коэффициентов ∆T и ∆L
для различных видов транспортных средств
|
Вид транспортного средства |
Коэффициенты |
|
---|---|---|---|
∆T |
∆L |
||
|
|
|
|
1. |
Легковые автомобили, страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,055 |
0,0028 |
2. |
Грузовые бортовые автомобили, страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,08 |
0,0024 |
3. |
Автомобили-тягачи, страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,072 |
0,0016 |
4. |
Автомобили-самосвалы, страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,12 |
0,002 |
5. |
Специализированные автомобили, страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,11 |
0,0016 |
6. |
Автобусы, страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,122 |
0,0008 |
7. |
Легковые автомобили, странами происхождения которых являются государства Европы, включая Турцию
|
0,04 |
0,002 |
8. |
Легковые автомобили, странами происхождения
|
0,044 |
0,0024 |
9. |
Легковые автомобили, странами происхождения
|
0,05 |
0,0026 |
10. |
Легковые автомобили, страной происхождения которых является Япония
|
0,036 |
0,0016 |
11. |
Грузовые автомобили иностранного производства
|
0,072 |
0,0017 |
12. |
Автобусы иностранного производства
|
0,096 |
0,0008 |
13. |
Прицепы и полуприцепы, страной происхождения которых является Российская Федерация, для грузовых автомобилей
|
0,096 |
0 |
14. |
Прицепы и полуприцепы иностранного производства для грузовых автомобилей
|
0,08 |
0 |
15. |
Прицепы для легковых автомобилей и жилых автомобилей (типа автомобиль-дача)
|
0,048 |
0 |
16. |
Мотоциклы, страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,095 |
0 |
17. |
Мотоциклы иностранного производства
|
0,055 |
0 |
18. |
Сельскохозяйственные тракторы, страной происхождения которых является Российская Федерация
|
0,16 |
0 |
19. |
Сельскохозяйственные тракторы (80 - 100 л.с.) иностранного производства
|
0,055 |
0 |
20. |
Прочие тракторы иностранного производства
|
0,088 |
0 |
21. |
Прочая самоходная сельскохозяйственная техника и машины
|
0,12 |
0 |
22. |
Автогрейдеры
|
0,126 |
0 |
23. |
Погрузчики фронтальные одноковшовые
|
0,124 |
0 |
24. |
Экскаваторы одноковшовые
|
0,08 |
0 |
25. |
Катки дорожные
|
0,085 |
0 |
26. |
Прочая самоходная дорожно-строительная техника и машины
|
0,11 |
0 |
27. |
Аэродромная самоходная техника и машины
|
0,1 |
0 |
28. |
Землеройная самоходная техника и машины
|
0,08 |
0 |
29. |
Коммунальная самоходная техника и машины
|
0,13 |
0 |
30. |
Лесозаготовительная самоходная техника и машины
|
0,11 |
0 |
31. |
Пожарная самоходная техника и машины
|
0,15 |
0 |
32. |
Строительная самоходная техника и машины
|
0,06 |
0 |
33. |
Самоходная техника и машины для нефтедобычи и нефтепереработки |
0,18 |
0 |
____________