Занижение суммы страховой выплаты по договору обязательного страхования Очень часто наши клиенты сталкиваются со случаями занижения страховой выплаты. Одновременно доказательство подобного занижения суммы – одна из сложнейших проблем в области обязательного страхования, которая ложится на плечи потерпевшего и в 99,99% случаев решается исключительно в суде. Необходимо разделить две составляющие этой проблемы – во-первых, иногда ожидания потерпевшего неоправданно завышены. Потерпевший полагает, что по договору обязательного страхования ему причитается к выплате страховая сумма, которую он заплатит за ремонт своего авто на фирменном сервисе и купив новые детали. Увы, но это не то чтобы не так, а СОВСЕМ НЕ ТАК.
Законодательство РФ (в частности пункты 63-64 Правил ОСАГО) говорит лишь о восстановительных расходах исходя из средних сложившихся в регионе цен. Почему страховые компании занижают суммы страховых выплат? Наиболее часто встречающейся проблемой у потерпевших по ОСАГО является проблема учетом износа. Оставляя за кадром справедливость подобных утверждений, отмечу, что всё же это указано в нормативном акте, и, следовательно, является применяемой нормой законодательства. Потерпевшим следует учитывать это при ожидании страховой выплаты. Однако в основной своей массе занижение суммы страховой выплаты не связано ни с чем иным, кроме банальной работы коммерческой организации, которой является страховая компания, задача которой – заплатить как можно меньше и как можно позже, а лучше всего – не заплатить вообще вопреки договору страхования. Поэтому потерпевшим необходимо быть готовым к занижению суммы страховой выплаты, и к тому, как с этим бороться. Опустим при рассмотрении проблемы случай, когда Страховая Компания самовольно урезает оценку эксперта – такие действия на заре эпохи ОСАГО, которые иногда встречались у Страховых Компаний, уже канули в прошлое. Достаточно просто помнить, что страховая выплата производится на основании заключения экспертной организации, а не на основании мнения какого-то клерка из Страховой Компании. Что делать в случае занижения суммы страховой выплаты? Перейдем к основной проблеме – что делать, если сумма страховой выплаты кажется неоправданно заниженной. Причиной такого занижения является не только так называемая «независимость» приближенных к Страховой Компании оценочных контор, но и нормальное желание Страховой Компании сохранить свои денежные средства. Поскольку потерпевшие имеют диаметрально противоположные намерения – а именно получить более-менее нормальную страховую выплату – приходится быть готовым к проведению собственной независимой оценки с последующими судебными разбирательствами. Итак, для начала следует помнить, что никто не снимал с потерпевшего обязанность предоставить в Страховую Компанию поврежденное имущество для осмотра. Чаще всего в роли таких осмотрщиков и выступают приближенные к Страховой Компании оценочные компании в лице экспертов. После того как подобный осмотр произведен, потерпевший подписывает акт осмотра. Этот документ может оказаться намного более важным, чем сам расчет страховой суммы к выплате. На его основе можно провести повторный расчет в действительно независимой организации в случае разногласий в сумме. Поэтому копию акта осмотра (напомним – вы ее подписываете, можете указать там свои замечания) необходимо ПОЛУЧИТЬ НА РУКИ. Если эксперт вам ее не выдает – воспользуйтесь цифровым фотоаппаратом и переснимите себе этот документ. При несогласии впоследствии с выплаченной страховой суммой – ваш путь в другую экспертную организацию, перерасчет и подготовка искового заявления в суд. Если вы по какой то причине не получили акт осмотра, а перерасчет делать нужно – делайте его в обычном порядке – обращайтесь к экспертам, вызывайте виновника и представителя Страховой Компании на осмотр телеграммами и получайте полностью новое заключение. Далее начинается стадия судебного процесса с определением подсудности (чем дальше от суда по местонахождению Страховой Компании, тем лучше), подготовки ГРАМОТНОГО иска, оплаты госпошлины и, в конечном итоге, выход в сам процесс. Технология его ведения всегда индивидуальна, но надо понимать, что суть его сведется к определению того, какая экспертиза правильная. Иногда не обойтись и без назначения судебной экспертизы по данному вопросу. Коротко повторим последовательность действий – обращение в Страховую Компанию, в случае получения направления в «их» экспертизу – предоставление автомобиля на осмотр, получение копии акта осмотра, ожидание страховой выплаты, при несогласии с размером суммы – подготовка собственного экспертного заключения, обращение в суд. Перед обращением в суд можно отправить в Страховую Компанию досудебную претензию, однако это не требуется с точки зрения законодательства РФ в обязательном порядке.
Также напоминаем, что следует всегда сохранять КОПИИ ВСЕХ ДОКУМЕНТОВ по делу и фиксировать даты передачи документов в Страховую Компанию в письменной форме. Расторжение договора обязательного страхования: пресловутые 23% При расторжении договора обязательного страхования страховые компании любят удерживать 23% от стоимости страховки, мотивируя тем, что «так положено» и «у нас же были расходы на бумагу и скрепки». Согласно п. 34 ППРФ №263: «... В случае досрочного прекращения действия договора обязательного страхования по одному из оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 33 и подпунктом "а" пункта 33.2 настоящих Правил, страховая премия по договору обязательного страхования страхователю не возвращается. В остальных случаях страховщик возвращает страхователю часть страховой премии за неистекший срок действия договора обязательного страхования ...» Никаких 23% удержаний не предусмотрено. Посмотрим, какие же это остальные случаи. 33.
Действие договора обязательного страхования досрочно прекращается в следующих случаях:
а) смерть гражданина - страхователя или собственника;
б) ликвидация юридического лица - страхователя;
в) ликвидация страховщика;
г) гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования;
д) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации. (п. 33 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2006 N 525) 33.1.
Страхователь вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в следующих случаях:
а) отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) замена собственника транспортного средства;
в) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации. (п. 33.1 введен Постановлением Правительства РФ от 28.08.2006 N 525) ... Во всех этих случаях Вам должны вернуть часть страховой премии за неиспользованный срок страхования. ... В случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 33.1 настоящих Правил, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата получения страховщиком письменного заявления страхователя о досрочном прекращении действия договора обязательного страхования ... Деньги за неиспользованную часть страховки Вам должны вернуть в течении 14-ти дней с момента подачи Заявления, ибо п. 34 ППРФ №263 гласит, что «... Часть страховой премии возвращается страхователю (его законным представителям, наследникам) в течение 14 календарных дней со дня получения страховщиком информации о случаях, указанных в пункте 33 настоящих Правил, или заявления страхователя о прекращении действия договора обязательного страхования ...» Причем обратите внимание, что никаких иных документов для расторжения не требуется. Требования страховой компании о предоставлении копии ПТС с отметкой о снятии с учета, копии нового Свидетельства о регистрации на нового собственника и т.п. – незаконны. Смена собственника подтверждается Договором купли-продажи (ДКП), либо справкой-счетом. Копии этих документов можно предоставить, только не забудьте отметить факт их предоставления.
Как поступить в таком случае?
1. Написать заявление о досрочном прекращении договора обязательного страхования в связи с заменой собственника АМТС.
2. Это заявление вместе с копией ДКП предоставить в Страховую Компанию, не забыв сделать отметку о приеме этих документов.
3. Ждать 14 дней, в течении которых Страховая Компания должна вернуть деньги.
4. При получении денег посчитать сколько вернули, вернули ли пропорционально безо всяких удержаний.
Получить консультацию наших специалистов или заказать экспертизу можно:
- по единому телефону (звонок по России бесплатно) 8-800-500-32-03
- по электронной почте neooexpert@mail.ru;
- заполнив на нашем сайте онлайн-заявку.
Фото: ya.ru